Издавна из дерева возводили дома, изготовляли утварь, посуду, делали игрушки. Но что бы ни создавал человек, помимо утилитарного значения у предмета всегда есть еще один смысл, духовный. Художественная обработка древесины у многих народов - самый развитый и наиболее древний вид народного декоративного искусства. Цвет и текстура древесины бесконечно разнообразны, а это открывает перед мастером богатые возможности выявить красоты материала.
Наиболее известными видами мозаики и инкрустации - является маркетри. Термин маркетри пришел из французского языка (фр. marquetry от marque — размечать, сортировать, складывать и try — дерево) — деревянная мозаика, разновидность инкрустации по дереву, при которой мозаичный набор выполняют из кусочков шпона разных пород древесины. Основой такой мозаики может быть толстый лист фанеры или готовое изделие: мебель, деревянные музыкальные инструменты, стеновые панели и другие элементы интерьера. Искусство это древнее, первый пример - царская гробница в Малой Азии (350 до н. э.) Благодаря раскопкам удалось обнаружить, что техника инкрустирования мебели бронзой, золотом, слоновой костью и цветным стеклом была широко распространена в Ассирии и Вавилоне. О расцвете этого искусства рассказывают поэты древности: Павсаний, Аристофан и Еврипид, а легендарный Гомер в «Одиссее» подробно описывает процесс изготовления деревянной мебели: ложа, стола и дверей из маслины, богато инкрустированных золотом, серебром и слоновой костью. По свидетельству римского историка и писателя I века н.э. Плиния Старшего, в Древней Греции и Риме мебель из простого дерева покрывали тонкими дощечками дорогого дерева.
После изобретения в 1562 году лобзика с деревянной рамкой-держателем мастера стали склеивать между собой пластины из цветной фанеры и выпиливать одновременно и рисунок, и основу. В начале XVI в. техника маркетри распространяется в Германии, Голландии и Франции. Наивысшего расцвета техника маркетри достигла в XVIII в. ее широко применяли для украшения интерьеров и мебели. Применение тонких пластинок шпона позволяло украшать мозаичными наборами не только плоские поверхности, но и криволинейные.
Немаловажную роль в развитии маркетри сыграл французский мебельщик Андре Шарль Буль (1642 - 1732), обогативший маркетри применением наряду со шпоном ценных пород древесины, вставок из латуни, меди, слоновой кости, панциря черепахи, перламутра. Техника инкрустации медью и оловом по панцирю черепахи даже получила название «техники Буль». Мастерская Буля со временем выросла в крупное мебельное предприятие, выпускавшее мебель в так называемом стиле Буль. Эта мебель, отличающаяся строгой величавостью форм, богатством и безукоризненным качеством отделки, бережно хранится во многих музеях мира.
Вслед за Булем во Франции работали выдающиеся мастера маркетри Жан Франсуа Эбен и Жан-Анри Ризенер, которые использовали в наборах экзотические породы древесины – красное, розовое и фиалковое дерево, амарант, палисандр, пальму, лимонное дерево и т. д.
В Германии в конце XVIII в. прославился безукоризненной техникой мозаичных наборов Давид Рентген, который выполнял не только наборы, украшавшие мебель, но и декоративные настенные панно. По художественной выразительности эти панно соперничают с живописными полотнами.
Яркими примерам дизайна в стиле ар-нуво является мебель французских дизайнеров-мебельщиков Луи Мажореля, Виктора Пруве, Эжена Валлена, Жака Грубера и др. Декоратор Луи Мажорель (1859 – 1926) один из самых известных мебельщиков Франции ХIX – XX веков. Предметы мебели, изготовленные на фабрике Луи Мажореля, можно рассматривать бесконечно долго. Глаз не устает от созерцания этих изящных линий, декоративных сюжетов мастерских инкрустаций. Мебель Мажореля снова в цене – в этом можно убедиться, заглянув в каталоги антиквариата. Луи Мажорель, пожалуй, один из самых известных представителей Франции в пантеоне арт-нуво. Сегодня его работы украшают собрания музеев по всему миру. Большое влияние на Мажореля оказало общение с Эмилем Галле, у которого тот научился реалистично передавать природу.
Русские мебельщики-краснодеревцы начали применять облицовывание и деревянный набор в начале XVIII в. Со второй половины XVIII в., когда в России из-за границы стали
ввозить древесину экзотических пород, наборные работы получили широкое распространение. Русские мастера создали немало высокохудожественных изделий с мозаичными наборами. Известными мастерами-мозаичниками были Никифор Васильев, Федор Пряхин, Матвей Веретенников. Сначала они только копировали эскизы мастеров из Европы, но со временем в совершенстве овладели техникой маркетри. Именно российские мастера превратили маркетри из прикладной техники отделки мебели в самостоятельное искусство. В середине XIXв. с расширением поточного производства мебели маркетри перестает быть востребованным. Изделия с декором в технике маркетри, создававшиеся в XIX веке, являются, главным образом, подражаниями изделиям прежнего времени или специальными работами на заказ.
В настоящее время вновь наблюдается большой интерес к деревянной мозаике.
Comments